Урок окружающего мира в 4 классе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

Безменовская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области 

 

Урок окружающего мира в 4 классе

 

                          

   Урок окружающего мира в 4 классе.

 

ТЕМА: «Что красивей всего?»

ЦЕЛЬ:

           - обобщить имеющиеся у детей экологические знания;

           - уметь определять свое отношение к окружающему миру и

             уважительное отношение к миру природы;

           - развивать творческую активность и речь учащихся;

           - развитие коммуникативных навыков и общественной активности;

           - воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь.

 

                                                 ХОД УРОКА

 

1.     Оргначало.

 

- Здравствуйте, ребята!

- Какое у вас настроение?

- У всех?

- Мне очень хотелось встретиться с вами. Садитесь. У меня для вас 

  сюрприз с секретом.

Вносит шары, на некоторых из них буквы: А, А, Т, О, С, К, Р.

     - Вот мой сюрприз… Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение стало еще

       лучше. Эти шарики – мой подарок для вас.

         А секрет заключается в следующем… На некоторых из шаров

       написаны  буквы. Попробуйте составить слово из этих букв. А чтобы

       удобнее было выполнять задание, я на доске поместила шары с этими

       буквами.

                                  Составляют слово «красота».

     - Правильно! Молодцы! Это слово «красота».

       Шарики пока пусть украшают наш класс, создают для нас приятную

       атмосферу.

 

2.     Актуализация знаний.

 

- А сейчас, ребята, немного поразмышляем, что для нас красота.

  Закройте глаза.

  Что вы представляете, когда слышите слово «красота»?

  Что вы считаете красивым?

                                     Звучит спокойная музыка.

На фоне музыки ученики говорят о своих ассоциациях со словом «красота».

     - Ой, ребята, как много ответов я сейчас услышала, и все такие разные!..

     Оказывается, нас окружает такая красота!..

     Вы знаете, о чем я сейчас подумала?!

     А что самое красивое из того, что вы назвали? Что красивее всего?

               Дети дают ответы и не могут определиться.

     - Да, трудно решить…

       Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос – что красивей

       всего?

 

3.     Работа над проблемой урока.

 

- Я вчера читала книгу, и в этой книге мне встретилось одно интересное стихотворение Бориса Заходера. Оно так и называется – «Что красивей всего?». И я решила принести его вам. Может быть, оно вам поможет? Сейчас я вам его прочитаю, послушайте.

     Звучит магнитофонная запись. Параллельно учитель помещает

               иллюстрации с картинами природы на доску.

                                      Борис Заходер

                                 Что красивей всего?

   Ребенок спросил                                    Орел свысока процедил:

   Ни с того ни с сего:                                - Небеса!

   - А ну-ка скажи,                                   

   Что красивей всего?                              - По-моему, море! -

                                                                    Ответил Дельфин.

   Да, вот так вопрос:                                - Мой хвост, без сомнения!

   «Что красивей всего?»                          Крикнул Павлин.

   Ответить

   Я сам не сумел на него.                         Спрошу Мотылька -

   И вот я решил                                         Отвечает: - Цветок!

   Послушать ответы                                 Спрошу у Цветка -

   Других обитателей                                 Говорит: - Мотылек!

   Нашей планеты.

                                                                     Кто славит поля,

   Деревья и Травы                                     Кто – полярные льды,

   Сказали в ответ:                                      Кто – горы, кто – степь,

   - Да что же прекрасней,                          Кто – мерцанье звезды…

   Чем солнечный свет?!

   - Да что же прекрасней                           А мне показалось,

   Ночной темноты?! –                                Что все они правы.

   Откликнулись Совы.                               Все: Звери и Птицы,

   Сычи и Кроты…                                      Деревья и Травы…

                                                                      И я не ответил,

   - Леса!.. –                                                   Увы,

   Отвечали мне                                            Ничего

   Волк и Лиса,                                             На трудный вопрос:

                                                                       «Что красивей всего?»

 

 

- Как же отвечали на этот вопрос обитатели нашей планеты? Кого первым спросили?

- И что они сказали в ответ?

- А кто откликнулся потом?

- Почему же у них такие противоположные мнения?

 

- Для волка и лисы что красивей всего?

- А для орла?

- Для дельфина?

- Для павлина?

 

- У них такие же разные ответы, как и у нас. Как вы думаете – почему?

 

- А что автор думает по этому поводу, найдите в тексте.

 

- Какой же ответ МЫ дадим? ( Все красиво, весь мир).

- А все ли в нашем мире так прекрасно?!

  Посмотрите на иллюстрации, которые лежат у вас на партах, и, посоветовавшись друг с другом, определите, какие подходят к знакам.

Обоснуйте свой выбор.

 

- Сначала давайте повторим правила работы в парах:

     *  определитесь, кто будет отвечать;

     *  выслушивается мнение каждого;

    

- Повесьте, пожалуйста, иллюстрации на доску. При этом не забывайте обосновывать мнение своей группы.

                              Дети объясняют свой выбор.

 

- Какой мир вам больше нравится? Почему?

 

                         Дерево, трава, цветок и птица

                         Не всегда умеют защититься.

                         Если будут уничтожены они,

                         На планете мы останемся… (одни)

 

                           Проводится ФИЗМИНУТКА.

 

Утром рано на лесной поляне

Звонко, звонко заяц барабанит.

                                                       Тра – та – та! Тра – та – та!

                                                       Тра – та – та! Тра – та – та!

Из берлоги вылез медвежонок.

Топать начал он спросонок.

                                                       Топ – топ – топ! Топ – топ – топ!

Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку.

                                                       Ква – ква – ква! Ква – ква – ква!

                                                       Ква – ква – ква! Ква – ква – ква!

Сразу стало пусто на полянке,

Звонко, звонко дождик барабанит.

                                                       Кап – кап – кап! Кап – кап – кап!

                                                       Кап – кап – кап! Кап – кап – кап!

Вот такая песенка,

Песенка – чудесенка!

 

 - Кто же помогает сохранить наш мир прекрасным? (Человек)

       На доску вывешивается рисунок человечка – строителя.

 

- Каждому человеку следует помнить, что для него и под его ответственность сотворен мир. А какой он, этот человек, сохраняющий наш мир красивым? Какими качествами он должен обладать? Каким должен быть его внутренний мир, чтобы сохранить мир природы?

 

- Добрым, умным, внимательным, заботливым, наблюдательным, здоровым, …

 

                      На доске вывешиваются «кирпичики»

 

- Вы перечислили столько замечательных качеств. Описали такого красивого человека. А как вы думаете, что я имею в виду, говоря «красивый человек»?

- Имеется в виду не его внешняя красота, а красота его внутреннего мира, его души.

 

- Действительно, человек красив настолько, насколько красив его внутренний мир, его душа.

  Какой же мир может построить человек, обладающий таким богатым внутренним миром? Вот такой -           или вот такой -             ?

                   Обращается внимание на иллюстрации на доске.

 

- Тогда мир, где нарушается гармония и красота, пусть исчезнет, а останется мир, полный добра и радости.

         Дети с учениками снимают соответствующие иллюстрации.

 

- А сейчас я хочу предложить вам одно интересное задание. Перед вами лежат листочки со словами. Попробуйте закончить фразу, впишите подходящие по смыслу слова.

 

                        Рыбе нужна   вода,

                        Птице -   воздух.

                        Зверю -   лес,

                        А человеку -  общение.

- Прочитайте, что у вас получилось.

                           Дети зачитывают свои ответы.

 

- Молодцы, ребята!

  Действительно, рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, а человеку нужно общение, но люди такие разные…

 Как вы думаете, дети из других стран видят красоту мира по-другому?

 

- Независимо от того, где живут люди, на каких языках они говорят и какой они национальности, все они хотят видеть мир прекрасным, мир без войны, мир, где все друг друга понимают, хотят видеть мир совершенным.

- Но мир таков, каким мы его делаем. Люди должны учиться делать его лучше, и тогда жизнь может стать праздником!

- Я предлагаю разбиться на группы и нарисовать мир таким, каким вы его себе представляете. Работаете все вместе, сразу договоритесь, кто что рисует. Вы создаете свой мир, пока звучит музыка.

                               Дети рисуют под музыку.

 

- Давайте еще раз посмотрим на ваши рисунки и при помощи их построим свой мир.

                       Выкладывается стена дома, ставится крыша.

 

- Каким вы хотели показать свой мир?

- От кого зависит красота нашего мира? (От человека)

- В начале урока мы поставили вопрос, что красивей всего? Как теперь мы ответим на него? (Человек, его внутренний мир)

 

- А что такое красота?

  Красота – это когда все едино, когда человек помогает природе, а природа помогает жить человеку в согласии друг с другом и с самим собой.

                             

 Ученики:

  - Мы хотели бы прочитать об этом стихотворение Орлова «Живой букварь».

                           Нас в любое время года

                           Учит умная природа:

                           Птицы учат пению,

                           Паучок – терпению.

                           Пчелы в поле и саду

                           Обучают нас труду.

                           Учит снег нас чистоте,

                           Солнце учит доброте.

                           У природы круглый год

                           Обучаться нужно.

                           Ну а весь лесной народ

                           Учит крепкой дружбе.

4.   Итоги урока.

 

- И в завершение нашей встречи я хотела бы сказать вам вот о чем…

- Сейчас зима, а кому в это суровое время труднее живется? Почему?   

                             (Птицам, бездомным животным.)

- Какую помощь вы можете им оказать?

                                       Высказывания детей.

- И своими поступками, может быть, уже сегодня вы сделаете первый шаг для того, чтобы наш мир стал прекраснее.

 

Спасибо вам за урок!

Пусть вас всегда окружает только красота – красота нашего мира и душевная красота людей.

 

-  А сейчас я дарю всем вам эти шарики, которые принесла в начале урока.

Дата последнего обновления страницы 14.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»